На вашу почту будет выслан одноразовый пароль для авторизации.
Создавая аккаунт, вы соглашаетесь с условиями пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Подробнее о «POINS».
Подробнее о «Подписках».
Подробнее о «Быстром доступе».
3
  • Пожаловаться

Интервью с Wanderbraun

Говорим о комментировании RTS и релизе «Warcraft 3: Reforged».

Интервью с Wanderbraun

Антон Нестеровский он же Wanderbraun. Уже почти год ведёт свой канал на YouTube. Основное направление его канала - комментирование матчей по «Warcraft 3». Он начал стримить ещё в 2017 году, но в то время его проект не вызывал большого интереса, а аудитория практически не набиралась. Тем не менее, он считал это своим хобби, которое приносило небольшой доход с донатов и рекламы. У него получалось собирать вокруг себя людей, формируя при этом своё маленькое сообщество.

Он никогда не интересовался мультиплеерной составляющей «Warcraft 3» до анонса «Warcraft 3: Reforged» в ноябре 2018 года по комплексу причин. Странные геймплейные механики отталкивали его. Как он сам говорит - это была его первая игра на своём первом компьютере, и сейчас он пересмотрел свои взгляды и начал продвигать всеми забытую тему киберспорта «Warcraft 3». 

Мы взяли у него интервью, с целью узнать его мнение о грядущем релизе Blizzard.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Привет, Антон. Для начала расскажи как всё начиналось.

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Привет. В определенный период времени я решил реанимировать свой YouTube канал. Выпустил несколько роликов по «Mount & Blade: Bannerlord». Я её жду на протяжении многих лет, но опыт с роликами оказался печальными, и я на это дело забил. Потом решил сделать видео по «Warcraft 3». Это была случайная мысль в стиле "Почему бы и нет". В основном решение пришло, потому что в Warcraft нет комментаторов. После я начал читать про «Reforged». Деталей было очень много, сказанные то в одном интервью, то в другом, разработчики хоть и делились деталями, однако никто в РУ сообществе не занимался компиляцией информации, меня это печалило. Многие не понимали что такое «Warcraft 3: Reforged», поэтому я решил сделать такой ролик, где собрал всё, что только было. Структурировал информацию, преподнёс максимально доступное количество инфы. Ролик выстрелил, он собрал десятки тысяч просмотров, потом 100 тысяч, 200 тысяч, точно не знаю сколько там сейчас. Но это стало отправной точкой моей YouTube карьеры.

Интервью с Wanderbraun
Никит Райз

Почему именно комментирование матчей?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Не знаю, сложный вопрос. Наверное, потому что я всегда любил делится своим мнением. На протяжении уже лет 9 я пишу статьи на самые разные темы в игрожур, обзоры фильмов, игр. Часто статьи собирали много комментариев, я общался с аудиторией, где-то мы соглашались, где-то нет, однако сам процесс доставлял мне много удовольствия. Тут тоже самое: ты преподносишь информацию о каком-то матче. Люди на это реагируют. Это столкновение эмоций и мнений. А ещё я очень плотно связан с киберспортом и соответственно с соревновательным мультиплеером. Когда-то я даже был редактором киберспортивного раздела на одном сайте, у меня была команда подчиненных. Мы брали интервью у известных представителей индустрии, писали статьи, было очень круто. Потом я был автором аналитических статей, seo специалистом, был даже smm-щиком, просто киберспорт эта та индустрия, откуда я пришёл. Это и повлияло, а возможно, потому что мне это просто нравится, но конкретного ответа нет.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Какие турниры довелось комментировать?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Всех и не вспомнишь, не сказать, что их много. Я комментировал турниры, которые проводились организацией, где я работал. Например, в доте есть такой режим «Турбо», грубо говоря там всё происходит в два-три раза быстрее: быстрое получение золота, опыта. Игра резко ускорялась, из-за этого казалась необычной. Нам казалось, что прикольно будет провести такой турнир. Мы даже сделали это в оффлайне. Комментировал всякие турниры по доте, в основном больше помогал. Это был хороший опыт, не у каждого комментатора он есть, и мне очень повезло. Как-то раз довелось прокомментировать матчи по Лиге Легенд, но это было в рамках помощи другу, так как он хотел стать комментатором по Лиге Легенд. Я был что-то вроде сокастера. Всё, что по «Warcraft 3», у меня на канале. Два турнира WGL - "Summer" и "Winter", всякие еженедельные и не только турниры. Их было очень много, порядка 300 кастов, некоторые из них из турнира, некоторые из ладдера, всё так и не пересчитать.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Комментирование матчей RTS, а особенно по «Warcraft 3» не такая уж и популярная деятельность. Если не секрет, где научился?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Вообще практически ничем не отличается от комментирования любой дисциплины. В фундаменте необходимо знание стратегий и тактик, игровых механик. Немаловажный фактор рассказывать кто игроки, какие у них фишки, понимание их психологии. Где научился? Методом проб и ошибок. В силу многих причин, это очень сложно делать, изначально у меня было много проблем, да и сейчас не сказать, что я хороший комментатор. Мне очень сильно помогают зрители, которые пишут комментарии. В начале я часто путал ударения. Cейчас я вижу, что улучшаюсь. Нужно постоянно работать над собой, постоянно комментировать, постоянно фиксить, тренироваться со скороговорками, смотреть сотни и тысячи реплеев, улучшая своё понимание игры, узнавать мнение других аналитиков и комментаторов, я впитывал в себя просто невероятное количество информации. Я не аналитик, хоть и пытаюсь им быть в определенной степени, мне еще далеко до полного понимания игрового процесса. Но этого достаточно на моём уровне. Меня всегда преследовала идея, что нужно приводить в киберспорт новичков. Сама эта идея фундаментально очень для меня важна. Я считаю, что киберспортивная аудитория на самом деле больше, чем она есть, потому что в игры играют все.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Расскажи немного о тонкостях комментирования.

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Вспоминая мой опыт с комментированием доты я пытался русифицировать все термины. Например есть такой популярный российский кастер - CaspeRRR. Он тоже преследовал эту тему и продолжает до сих пор… Самый банальный пример это вместо "kill" говорить "убийство". То есть те термины которые можно сказать на русском ты говоришь на русском. Но я был настолько фанатичен, что переводил не переводимые термины, например вместо "ward" я говорил "страж". (Смеется) Да, я иногда теряю связь с реальностью, как я люблю говорить. Я не помню в каком точно году кажется в 16 или 17, зашёл на стрим Майкера, тогда я не знал кто такой Майкер. Смотрю и вообще ничего не понимаю. Какие-то не понятные термины, просто сленг ради сленга. Я такое не признаю. Я считаю что сленг должен существовать чтобы упрощать речь комментатора но не должен усложнять понимание для слушателя. Я ничего не понял тогда, психанул и забыл о Варкрафт на несколько лет. Только когда снова начал этим заниматься, вспомнил о той ситуации. Люди должны понимать о чём речь. Чтобы они знали, что, есть паладин у которого, есть лечение. Лич у которого, есть способность, которая, бьет по площади. Базовое понимание у них конечно же есть, но это нужно направить, используя правильные термины. Изначально я так и делал, термины использовал только русские. Например, "coil-nova" (Самая знаковая комбинация у нежити). Я переводи как "Лик смерти" и "Ледяная звезда". Первое время опять же я терял связь с реальностью. Но сама идея того, что человек понимает о чём идёт речь - для меня очень важна. Это самое главное что привело меня не то чтобы к успеху, а к определенной точке где собралась какая-никакая аудитория и я очень рад что моя изначальная стратегия работает. Громадное количество людей что никогда не интересовалось варкрафтом начали им интересоваться из за меня. В этом плане я очень горд. Со временем, я конечно начал добавлять англицизм в свою речь, но только если это оправданно упрощением речи комментатора. Этой точки зрения я буду придерживаться и дальше.

Интервью с Wanderbraun
Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Есть особые приемы в комментировании? 

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Я позиционирую себя в первую очередь, как хайпер (В комментировании есть разные роли, хайпер очень быстро комментирует динамику и пытается передать эмоции зрителям). Пытаюсь выдать зрителю происходящее, как исторический момент, что-то нереальное и крутое, сродни запуску космической ракеты. Вот это и есть мой приём. Многие пишут, что я выдавливаю из себя эмоции, но это абсолютно не так. Я очень эмоционален, взрываюсь буквально по любому поводу. Раньше я себя практически не контролировал, мог бить по столу и т.п. Сейчас такого уже нет. Я, как спичка, загораюсь очень легко, но и сгораю так же быстро. Это касается практически всего. Люди, которые со мной общаются, это знают.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Репетируешь?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Репетирую? Никаких приемов не знаю, потому что никаких курсов не проходил, с опытными людьми не общался. Разве что, я слушал Alex007 (комментатор «Starcraft 2»), которого я неимоверно уважаю и считаю звездой в сфере RTS. Не то чтобы хочу подражать, но он показывает, как можно сделать так, чтобы было хорошо. В моём понимании это заслуживает уважения. Он как-то раз сказал, что пересматривает свои записи и в следующий раз пытается сделать, чтобы было лучше и звучало интереснее, я примерно так же делаю. Могу взять блокнот и выписывать свои ошибки. Не всегда конечно, можно заметить эти ошибки, учитывая, что я никогда и не учил русского языка. Всё по наитию как-то происходит.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Как находишь записи?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

По разному. Обычно смотрю стримы и потом пытаюсь найти запись, прошу игроков их скинуть. Часто на разных сайтах выкладывают реплеи, пытаюсь найти из них что-то достойное. Если хочется что-то старое, пишу более опытным людям. Есть такой человек x3-DemoN. Привет ему, кстати. В одно время он помогал мне с поиском олдскульных реплеев. Он настоящая энциклопедия, всё знает. Большое ему спасибо за то, что терпеливо отвечал на мои вопросы и всегда помогал.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Как попадаешь на турниры?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Очень просто. Спрашиваю организаторов. Они меня и приглашают. В «Warcraft 3» с этим сложно и одновременно не очень. Здесь в плане проведения турниров полный хаос. Никакого контроля. Когда идёт турнир, нужно сидеть в лобби, где сидят все участники и обсуждают игру, и пытаться выловить название игры, чтобы попасть на неё. Поэтому часто бывают проблемы, потому что многим игрокам абсолютно плевать. Многие не понимают, что турниры проводятся для зрителей. Но в последнее время с этим получше. Договариваться очень легко. Сейчас я хочу начать комментировать китайские турниры, там будет сложнее, но я на пути к этому.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

С какими профессиональными игроками знаком лично? Поддерживаешь с ними отношения? 

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Ни с кем в реальной жизни не встречался. Общался определенное время с HoT'ом. Брал у него интервью один раз и участвовал в его программе. Много общался с Foggy, да и сейчас поддерживаю с ним связь иногда. Безгранично его уважаю. Он пример идеального публичного человека. От него никогда не дождешься негатива. Всегда очень взвешенно говорит, человек позитив. Даже несмотря на определенный спад в плане игры, за него хочется болеть и хочется его смотреть. С HawK'ом иногда общаюсь. Игроков не так уж и много. Так как я ньюфаг, ко мне не то чтобы относятся снисходительно, но осторожно, просто я не в движухе. Я новенький, меня особо не знают, а я особо не стремлюсь лезть к другим людям.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Насколько вообще популярен RTS как жанр?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Очень интересный вопрос. Я считаю, что популярен. Но есть другой вопрос. Что делает игры популярными? Нужно ли, чтобы игра была сама по себе хорошей? Нужна ли хорошая реклама игры? Самая движущая сила в наше время это стримеры и контент криэйторы. «Fortnite». «Hearthstone», «Dota 2» - все эти игры существуют благодаря им. Они создают контент, удерживают аудиторию и перенаправляют её на киберспортивные ивенты. У RTS никогда не было нормальных, адекватных криэйторов, даже у Варкрафта. У него гигантский потенциал, нереально огромный. Для большого количества игроков это игра детства, с которой связано много воспоминаний. Я такой же, это первая моя персональная игра на моём компьютере. Удивительно, но никто ей не занимается. Единственный нормальный в плане регулярности выпуска контента блогер это 2kXaoc. Он прикладывает много усилий не смотря на то, что для него канал это просто хобби, а не работа. Я о том, что канал, где человек просто выкладывает свои летсплеи, собирает 180 тысяч подписчиков. Для Варкрафта это серьезно. Феномен моего канала доказывает, что игра популярна, на пустом месте собрать 40 тысяч, это нереально. Безусловно, это нишевый жанр, который массово популярным не будет, но может собрать достаточно большую аудиторию для продвижения сообщества. Нужны люди вроде меня. Вспомнить «Starcraft 2». Вроде мёртвая игра в СНГ. По крайней мере, многим так кажется. Недавно играл Alex007 против Рафа, так вот на пике их шоуматча, трансляция собрала 10 тысяч зрителей и суммарные показатели намного больше, чем у турнира WCS (StarCraft 2 World Championship Series). Почему? Потому что Алекс поддерживает жанр, а народ подтягивается за этим. Я часто провожу параллель с компанией Paradox Interactive (Шведский разработчик компьютерных игр), я фанат этой компании. Они делают глобальные исторические стратегии, что звучит невероятно сложно, но при этом они успешны, зарабатывают огромное количество денег и увеличивают свои продажи из года в год. Почему? Потому что для "нишевой" аудитории их игр выпускается огромное количество обновлений и dlc, и народ это покупает. Они знают, что, чтобы не произошло, игра хочет не просто заработать на них денег, а хочет сама развиваться. Кроме того, они выпускают время от времени бесплатные крупные патчи, которые лишь незначительно меньше платных дополнений. С жанром RTS может быть тоже самое, нужна постоянная подача контента. В Warcraft это может быть общение разработчика с сообществом, выпуск патчей к «World Editor» и т.п. Сообщество в данном случае должно будет понять, что Blizzard на них не наплевать. Ведь «Warcraft 3» не какой-то всемирный флаг фортнайта, где миллионы игроков, а компактное, объективное и взрослое сообщество.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Насколько был популярен «Warcraft 3» в странах СНГ до анонса «Reforged»?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Значительно меньше конечно, потому что не было меня. (смеется) Особо не был популярен, потому что им никто не занимался как на Youtube, так и на Твиче. Были только профессиональные игроки, которые в первую очередь заняты своей игрой. В принципе был Happy, который всегда стримил и всегда был Майкер. Майкер никогда не предавал Варкрафт. То есть, возможно, сейчас он не горит им так сильно, как раньше, но всё равно регулярно играет и комментирует. Даже в темнейшие времена старался его поддерживать, организовывая сообщество. Проводились какие-то турниры, ивенты. Было сложно, но скелет аудитории всегда был. А после анонса это всё расцвело, и пришли контент криэйторы и новые игроки.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Что в "профессиональном" «Warcraft» говорят о «Reforged»? 

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Абсолютное большинство ругает графику. Но всё это понятно. Многие играют на старой графике почти 15 лет, уже привыкли к конкретным эффектам и никаких других изменений они терпеть не хотят. Естественно, они отзываются плохо. Профессионалы в любом случае понимают, что может игра им не нравится визуально, но от её будущего зависит и их будущее. Они посвятили свою жизнь «Warcraft 3» и, если «Reforged» выстрелит, будут новые турниры, и наступит новая страница в истории Варкрафта. Им очень хочется, чтобы это произошло, ведь они будут более успешны, получат больше зрителей, больше призовых, больше донатов и больше шансов проявить себя. Тем не менее, на релизе предпочтут старую графику, так как к новом уже нет смысла привыкать.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Как скоро начнут проводить большие турниры и будут ли вообще? Недавний WGL ведь был последним на старом движке.

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Неизвестно. Мы до сих пор не знаем дату релиза, может и перенесут на следующий год. В любом случае следующий Gold должен проходить летом. И уже будет проходить на новой графике, но конкретной информации нет. Большие турниры уже сейчас проводятся, просто насколько понимать большие. Всё зависит от зрительских показателей. Судить пока очень рано, но первое время будет большой хайп это точно. Даже последний WGL в плане своего среднего показателя был выше, чем обычно, даже на уровне своей игры. Все хотят показать свой максимум уже на релизе. В том же Китае «Reforged» точно взлетит. Я думаю многие игроки СНГ Foggy или HawK например, не отказались бы найти команду в Китае. Happy тоже сейчас подписан в китайской организации. В любом случае остаются опасения, что игра может не выйти в этом году.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Как прошла бета «Reforged»?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Многие критично к ней отнеслись. Но серьезный прогресс есть. В первую очередь бета проводилась только для тестирования элементов мультиплеера. Как работают скины? Насколько часто выкидывает? Нормально ли идёт поиск матчей? Нормально ли работают сервера? Если сравнивать первый билд и тот, что сейчас, разница огромная. Даже во внешнем виде. Добавили много всего. Переделали траву, юнитов, тени, контрастность. Игра стала очень красивой. Мне очень нравится как выглядит «Reforged» сейчас, но я понимаю, что это не финальная работа и предстоит много чего изменить, потому что есть определенные проблемы как с кодом, так и с визуальной частью. Но если изначально бета вызвала сомнения, сейчас я полон оптимизма.

Интервью с Wanderbraun
Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Как по твоему мнению пройдёт его запуск?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Мне кажется, что игру всё таки перенесут. Но подтверждения никакого нет. Уже середина месяца и нет никакой информации. Нет даже системных требований. В начале месяца говорил со знакомыми из индустрии. Blizzard связывались с ними на тему рекламы, но потом почему-то всё затухло. Рекламную кампанию отменили, хотя при этом и висят баннеры по Москве. В других странах такой рекламы нет. Я думаю они не готовы к релизу. Но если всё таки выпустят, это будет самоубийство. Будет очень странно выпускать продукт без медиа поддержки. Или они сделаю всё за неделю. Ходили слухи, что из-за того, что игра поддерживает сразу две графики (старую и новую) у разработчиков появилось множество технических проблем, из-за которых они впали в гигантский кранч длинную пол года. Странная ситуация.

Интервью с Wanderbraun
Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Стал ли этот год, годом RTS?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

(Смеется) У меня был ролик на канале, не знаю если это отсылка к нему. Я считаю, что стал. Анонс «Reforged» взбудоражил игроков и принёс огромное количество зрителей. Был очень крутой момент на последнем WGL. Турнир попал в топ 5 ивентов по количеству русскоязычных зрителей за последний месяц. Такого не было много лет. Началась точка отсчёта возрождения жанра.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Будет ли RTS популярен в следующем году и как изменится популярность жанра после релиза «Reforged»?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

На короткой дистанции будет всё очень хорошо. Вернётся много стримеров только ради компании. Но они уйдут. Нужно будет просто удерживать существующий костяк сообщества.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Каким ты видишь будущее «Warcraft 3»? 

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Большое сообщество, которое организовывает для себя ивенты и завлекает новых людей. Контент криэйторов, которые стабильно выпускают контент. Обилие турниров, которые Blizzard должны будут начать проводить. Для меня будущее Reforged — это возрождение RTS, чтобы игра смогла доказать, что к ней стоит вернутся и что всё новое это хорошо забытое старое.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Что по твоему Blizzard должны будут сделать чтобы сохранить популярность «Reforged»? 

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Регулярно выпускать новый контент. Насколько регулярно непонятно, но по их словам они будут это делать раз в 2-3 месяца. Активно общаться с сообществом, чтобы всё работало хорошо и стабильно, проводить киберспортивные ивенты, помогать с их организацией всеми возможными способами. В общем давать сообществу то, что ему нужно — это самое главное в работе с нишевыми играми. По крайней мере мне так кажется и я надеюсь на то, что они будут это делать.

Интервью с Wanderbraun
Никита Райз

Представляешь ли ты себе выход других игр по «Warcraft», именно в жанре RTS, какими они могут быть?

Интервью с Wanderbraun
Wanderbraun

Я считаю это не нужно делать. «Warcraft 3»  гениальная и бесподобная игра, на которую слишком рано забили из-за «World Of Warcraft» и «Starcraft 2». Потенциал игры просто безграничный — это идеальная смесь RPG и RTS и это делает игру уникальной. Если говорить об условном «Warcraft 4» — я считаю он не нужен. Им нужно сконцентрироваться на «Reforged».

На момент выхода интервью дата релиза Reforged уже была объявлена. Игра выйдет 29 января 2020 года. 

Warcraft
Подписаться

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.

Ребят, я не осуждаю, но много грамматических и пунктуационных ошибок. Вам нужен редактор?

Ответить
  • Пожаловаться
2

Работаем за идею)

Ответить
  • Пожаловаться
0

Спасибо за статью, занятная. Критикую: интервьюер пропускает важные моменты во время процесса всего. Это же диалог, а не простое задавание вопросов. Ощущение возникло, что автор хотел побыстрее скинуть свои вопросы, получить ответы, какие - неважно, а потом сделать статью ради галочки. Конкретно скажу пример, чтоб не быть голословным: Антон: " ...учитывая, что я никогда не изучал русский язык..." Вот тут хотелось бы, чтобы интервьюер зацепился и чуть-чуть попытался развить тему, потому что это д

Ответить
  • Пожаловаться
1

Спасибо за комментарий. К сожалению, не получилось сделать интервью в формате диалога, в будущих интервью надеюсь всё пойдёт по плану.

Ответить
  • Пожаловаться
0